В ДОУ работают специалисты с высоким образовательным цензом, владеющие профессиональным мастерством, создающие благоприятную атмосферу общения с воспитанниками и их интеллектуального развития.
Детский сад в городе является базовым по речевому развитию и коррекции речи с 1983 года.
Уровень по развитию речи у воспитанников при поступлении в школу:
- речь воспитанников красивая, образная, грамматически правильно оформленная, с чистым звукопроизношением.
Кадровое обеспечение:
№ п/п
Должность
Кол-во
1.
старший воспитатель
1
2.
воспитатель
20
3.
учитель- логопед
3
5.
музыкальный руководитель
2
6.
инструктор по физ- ре
1
Всего педагогов -27; с высшим образованием - 12; со среднем специальным -15; с высшей квалификационной категорией - 10; с первой квалификационной категорией - 12.
В ДОУ функционируют 11 групп, из них:
№ п/п
возрастная группа
кол-во групп
количество воспитанников
1.
I младшая группа
2
48
2.
II младшая группа
2
54
3.
средняя группа
1
27
4.
старшая общеразвивающая группа
1
25
5.
старшая логопедическая группа
2
35
6.
подготовительная общеразвивающая группа
2
53
7.
подготовительная логопедическая группа
1
18
Списочный состав воспитанников -260
Уровень образования - дошкольное образование (первый уровень общего образования)
Форма обучения - очная, дневная
Язык обучения - русский
Нормативный срокобучения – 5 лет (от 2-х месяцев до прекращения образовательных отношений)
Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Детский сад №16 "Рябинка" муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 13 октября 2015 г.
Цели и задачи реализации Программы.
Программа направлена на достижение следующих целей:
Повышение социального статуса дошкольного образования.
Обеспечение равенства возможностей для каждого воспитанника в получении качественного дошкольного образования.
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства требований к условиям реализации Программы, её структуре и результатам освоения.
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих задач:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
Создание благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого воспитанника как субъекта отношений с самим собой, другими воспитанниками, взрослыми и миром;
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Формирование общей культуры личности воспитанников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности воспитанника, формирование предпосылок учебной деятельности;
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников;
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Принципы реализации Программы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие воспитанника.
Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому содержание Программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Принцип интеграции содержания различных образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает объединение комплекса различных видов специфической детской деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников.
Культурно ориентированный принцип обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Формировании Программы основано на следующих подходах:
Личностно-ориентированные подходы:
содействие и сотрудничество воспитанников и взрослых, признание воспитанника полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого воспитанника , реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию, поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;
психологическая защищённость воспитанника, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации воспитанника;
развитие воспитанника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности (дифференциация и индивидуализация).
Системно-деятельные подходы:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при котором сам воспитанник становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанника в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;
овладение культурой – приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность воспитанника ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
Региональная программа, Р.Х. Гасанова "Земля отцов", МО РБ, 2006 г.; Г.Г.Галиева, З.Нафикова «Учебно-воспитательная программа для башкирских д/садов», МО РБ,199 г.; Ф.Н.Фазлыева « Мой край – Башкортостан», МО РБ, 2003 г.; З.Г. Нафикова, Ф.Г. Азнабаева "Оскон", МО РБ, 2004 г.; Р.А. Агишева «Я –Башкортостанец», МО РБ, 2004 г.;А. Молчева « Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно – прикладного искусства».
Коррекция речевого развития. А.Каше "Коррекция речи", Т.Филичева, Г.Чиркина "Коррекционное обучение и воспитание детей".